Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ ОТРАСЛЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 01.11.2017 ПО 01.12.2017 (подготовлен Правовым управлением Роскомнадзора)

13 декабря 2017 года

 

  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 июля 2017 г. № 375
    «Об утверждении требований по формированию и направлению оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» заявителям запросов на получение государственной и муниципальной услуги и (или) передачу ее результата третьим лицам»

(зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2017 г., регистрационный

№ 48952)

 

Установлены требования к направлению пользователям Единого портала госуслуг запросов на получение государственной (муниципальной) услуги и (или) передачу ее результата третьим лицам.

Запросы передаются посредством направления уведомления в личный кабинет пользователя на Едином портале или путем направления СМС-сообщения на подтвержденный номер мобильного телефона.

Определены требования к содержанию запроса.

Ответ на запрос может направляться пользователем посредством ответа на CMC-сообщение или через Единый портал. В личном кабинете пользователя на Едином портале должна быть предусмотрена возможность отказа от получения запросов, сформированных определенным органом и организацией.

 

Роскомнадзор

 

  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 26 сентября 2017 г. № 195 «Об утверждении Порядка направления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций операторам поисковых систем, распространяющим в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в электронном виде требований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15.6 и пунктом 5 части 3 статьи 15.6-1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 (зарегистрирован Минюстом России 24 ноября 2017 г., регистрационный
№  49002)

Приказом регламентируется процедура направления операторам поисковых систем, в электронном виде требования о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также требования о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц сайта, сходного до степени смешения с сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации.

Вышеуказанные требования направляются операторам поисковых систем, распространяющим ориентированную на российскую аудиторию рекламу, по системе взаимодействия в течении суток с момента получения Роскомнадзором вступившего в законную силу решения Московского городского суда, либо мотивированного решения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании сайта в сети «Интернет» копией «заблокированного» сайта.

Требования также могут направляться иным способом, позволяющим подтвердить их получение, в том числе на адрес электронной почты оператора поисковой системы.

 

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 8 ноября 2017 г. : «Должны ли интернет-магазины требовать согласие покупателя на обработку персональных данных - ответ на часто поступающие вопросы граждан»

Персональные данные граждан обрабатываются только с их согласия, если иное не установлено законодательством. Интернет-магазины такое согласие получать должны, если правоотношения с пользователем не оформлены в виде акцепта публичной оферты либо в виде иных форм договорных отношений.

Согласие может быть получено посредством проставления галочки пользователем в соответствующей веб-форме. Однако в случае обработки биометрических и специальных категорий персональных данных, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту персональных данных, согласие должно быть оформлено в письменной форме.

Интернет-магазины, осуществляющие обработку персональных данных покупателей, обязаны разместить на своем сайте документ, определяющий политику оператора в отношении данной процедуры, а также обеспечить локализацию персональных данных российских пользователей на территории нашего государства.

 

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 3 ноября 2017 г. : «Дополнительные разъяснения гражданам о порядке получения почтовых отправлений»

Роскомнадзор разъяснил, что требование Почты России указывать паспортные данные на оборотной стороне извещения формы 22 при получении заказных писем противоречит законодательству.

При получении всех остальных почтовых отправлений указывать паспортные данные в извещении необходимо.

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 6 ноября 2017 г. : «Законно ли сайты размещают персональные данные участников судебных процессов?»

Разъяснены особенности размещения в интернете текстов судебных актов.

Из последних исключаются персональные данные в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, которые не позволяют идентифицировать участников судебного процесса.

В случае обнаружения в интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные в объеме, превышающим установленный порядок, гражданин вправе обратиться в Роскомнадзор с требованием об удалении таких данных.

Обратиться в Роскомнадзор возможно через официальную форму на сайте.

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11 ноября 2017 г. : «ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН: о правомерности телефонных звонков коллекторов должникам кредитных организаций»

Роскомнадзор разъясняет, что кредиторы вправе звонить по телефону должнику с целью побудить его вернуть просроченную задолженность только с согласия самого должника или любых других лиц, действующих от его имени и (или) в его интересах. Отсутствие волеизъявления должника или указанных лиц делает такие телефонные звонки незаконными.

Пострадавшие от неправомерных действий граждане вправе обратиться в Роскомнадзор как в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Обращение можно подать в электронном виде, приложив к нему подтверждающие материалы.

 

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 9 ноября 2017 г. : «Требования Регламента Европейского союза по защите персональных данных не будут распространяться на российских операторов, работающих в России»

Сообщается, что вступающий в силу в мае 2018 г. Регламент Европейского союза по защите персональных данных не будет распространяться на российских операторов, ведущих деятельность на территории России. На них распространяется действие российских законов в этой сфере.

Это связано с тем, что Россия не является участницей международных договоров с ЕС, устанавливающих порядок обработки персональных данных применительно к российским операторам.

 

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14 ноября 2017 г. : «Вниманию граждан: разъяснения о правомерности телефонных звонков третьим лицам с целью возврата просроченной кредиторской задолженности»

Разъяснено, что действия кредиторов (или лиц, действующих по их поручению) в отношении третьих лиц (членов семьи должника, соседей и др.), совершаемые против согласия последних, незаконны. Речь идет, например, о телефонных звонках с целью принудить третьи лица выплатить кредиторскую задолженность.

При выявлении подобных фактов граждане вправе обратиться в Роскомнадзор, приложив соответствующие материалы.

 

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 20 ноября 2017 г. : «ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН: разъяснения в связи с использованием паспортных данных граждан для незаконного оформления микрозаймов на других лиц»

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Данному ведомству удается добиваться прекращения действий микрофинансовых организаций в отношении лиц, чьи персональные данные были незаконно использованы при оформлении микрозаймов.

Если граждане столкнулись с фактами взыскания задолженности по кредиту, полученному по их паспортным данным другими лицами, они могут обратиться с жалобой в Роскомнадзор.


Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15 ноября
2017 г. : «О размещении личных данных потребителей коммунальных услуг на сайтах управляющих компаний»

Управляющая компания вправе уведомить жильца о коммунальной задолженности, публикуя соответствующие сведения на своем сайте.

Если список должников размещен в объеме «номер квартиры» и «сумма задолженности», законодательство в области персональных данных не нарушается. Вместе с тем указание дополнительных сведений (ФИО), которые позволяют отнести их к конкретному физическому лицу, является грубым нарушением.

  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 ноября 2017 г. : «С 1 января Роскомнадзор прекращает выдачу свидетельств о регистрации СМИ»

Роскомнадзор сообщает, что с 1 января 2018 г. свидетельства о регистрации СМИ выдаваться не будут.

СМИ будет считаться зарегистрированным с даты принятия решения о регистрации СМИ и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных СМИ.

На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю будет выдаваться выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Срок рассмотрения заявления о регистрации СМИ составит 30 рабочих дней с даты его поступления.

 

АКТЫ РОСКОМНАДЗОРА, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА ОФИЦИАЛЬНОМ  САЙТЕ http://regulation.gov.ru/ В ЦЕЛЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ И НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении формы выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации»

(размещён на официальном сайте http://regulation.gov.ru/ в целях прохождения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы в период с 15 ноября 2017 г. по 29 ноября 2017 г. - ID проекта: 01/02/11-17/00075157).

 

Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации»

(размещён на официальном сайте http://regulation.gov.ru/ в целях прохождения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы в период с 15 ноября 2017 г. по 29 ноября 2017 г. - ID проекта: 01/02/11-17/00075153).

 

Проект приказа Роскомнадзора «О признании утратившим силу приказа Роскомнадзора от 21 ноября 2011 г. № 1035 «Об утверждении формы свидетельства о регистрации средства массовой информации»»

(размещён на официальном сайте http://regulation.gov.ru/ в целях прохождения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы в период с 15 ноября 2017 г. по 29 ноября 2017 г. - ID проекта: 01/02/11-17/00075168).

 

Проект приказа «О внесении изменений в приказ Роскомнадзора от          21 ноября 2011 г.  № 1036 «Об утверждении порядка ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации» (в части исключения положений, касающихся перерегистрации СМИ и свидетельства о регистрации СМИ)

(размещён на официальном сайте http://regulation.gov.ru/ в целях прохождения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы в период с 15 ноября 2017 г. по 29 ноября 2017 г. - ID проекта: 01/02/11-17/00075169).

Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении порядка аннулирования разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации»

(размещён на официальном сайте http://regulation.gov.ru/ в целях прохождения публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы в рамках оценки регулирующего воздействия в период с 27 ноября 2017 г. по 22 декабря 2017 г. - ID проекта: 02/08/11-17/00075673).

 

       АКТЫ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСКОМНАДЗОРА

·        Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. № 327-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации»

 

Федеральным законом от 25 ноября 2017 г. № 327-ФЗ Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители наделены полномочиями по направлению в Роскомнадзор требований об ограничении доступа к информационным ресурсам, распространяющим материалы  иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, а также сведений, позволяющих получить доступ к указанным материалам.

Кроме того, в статью 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» вводятся части 3 и 4, регулирующие статус иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента.

Так, иностранная организация, распространяющая предназначенные для неопределённого круга лиц материалы, может быть признана иностранным средством массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, если она получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.

 

При этом установлено, что к указанным субъектам могут применяться положения законодательства, регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.   

                                                       

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 1413 «О перечне документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем аудиовизуального сервиса требований части 7 статьи 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также о форме и порядке направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, таких документов»

 

В рамках реализации пункта 2 части 2 статьи 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительством Российской Федерации установлен перечень документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем аудиовизуального сервиса требований части 7 статьи 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», устанавливающих ограничение иностранного участия во владении аудиовизуальным сервисом, а также форма и порядок направления таких документов в Роскомнадзор.

Так, в целях подтверждения соответствия владельца аудиовизуального сервиса вышеуказанным требованиям им предоставляется заявление, содержащее сведения об аудиовизуальном сервисе и о его владельце, выписка из торгового реестра государства регистрации или иной эквивалентный документ в соответствии с законодательством государства регистрации учредителя (участника) юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц), а также документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле, при их наличии.

Вышеперечисленные документы могут быть представлены в Роскомнадзор лично, почтовым отправлением или в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет», с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи владельца аудиовизуального сервиса.

При этом документы, составленные на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.

 

·        Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2017 г. № 1418 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в целях получения информации об информационно-телекоммуникационных сетях, информационных ресурсах, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации»

 

В рамках реализации пункта 2 части 2 статьи 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительством Российской Федерации установлен порядок взаимодействия Роскомнадзора с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в целях получения информации об информационно-телекоммуникационных сетях, информационных ресурсах, посредством которых обеспечивается доступ к ресурсам, сетям, доступ к которым ограничен.

Вышеуказанное взаимодействие осуществляется посредством информационной системы взаимодействия.

 

ПРОЧИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ

 

  • Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 319-ФЗ
    «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

В Гражданский кодекс Российской Федерации внесены поправки, касающиеся деятельности аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе.

Так, отказ такой организации от заключения с пользователем договора должен быть мотивированным. Вознаграждение, не выплаченное конкретному правообладателю, организация должна хранить в течение общего срока исковой давности. Урегулированы вопросы его распределения.

Введена обязанность организации и созданных ею специальных фондов размещать на официальном сайте бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Последняя должна быть доступна в течение 5 лет.

Предусмотрено, что правообладатели через свой личный кабинет получают отчеты о суммах собранного в их пользу вознаграждения (об удержании из него).

В аккредитованной организации создается наблюдательный совет в составе не менее 11 членов. Он формируется из правообладателей, организаций культуры, творческих союзов, пользователей, представителей уполномоченного госоргана и членов коллегиальных исполнительных органов организации. Совет действует на общественных началах.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 

  • Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 355-ФЗ
    «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В Закон о порядке рассмотрения обращений граждан внесены изменения.

Ответ на электронное обращение направляется только по адресу электронной почты. Гражданин может приложить к такому обращению необходимые документы и материалы только в электронной форме.

Ранее было предусмотрено, что на электронное обращение ответ может быть дан как в электронной, так и в письменной форме. Гражданин мог приложить необходимые документы и материалы не только в электронной форме, но и направить их в письменном виде. В результате возникали сложности при соблюдении установленных сроков.

Предусмотрено, что ответ на обращение, затрагивающее интересы неопределенного круга лиц, может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана или органа местного самоуправления.

При поступлении письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину сообщают электронный адрес.

Кроме того, гражданин может получить ответ в письменной форме, размещенный на официальном сайте органа.

Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, на него не будут отвечать и его не будут направлять на рассмотрение в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Об этом в течение 7 дней сообщат гражданину.

 

  • Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 359-ФЗ
    «О внесении изменений в статьи 242 и 243 Трудового кодекса Российской Федерации»

Используемая в Трудовом кодексе Российской Федерации терминология приведена в соответствие с КоАП Российской Федерации.

Уточнено, что одним из случаев возложения полной материальной ответственности на работника является причинение им ущерба в результате административного правонарушения (а не административного проступка, как было ранее), если таковое установлено соответствующим госорганом.

В российском законодательстве нет понятия административного проступка.

 

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 1337 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации»

Определены меры содействия избирательным комиссиям при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации.

Поручения и рекомендации даны ряду министерств, федеральных служб и агентств, акционерных обществ и унитарных предприятий, региональным и местным органам, а также Банку России.

Так, урегулированы вопросы содействия при составлении и уточнении списков избирателей, образовании избирательных участков, доставке избирательной документации и иных отправлений, связанных с избирательной кампанией.

Среди прочего должна быть обеспечена реализация избирательных прав различных категорий избирателей (инвалидов, военнослужащих, граждан в труднодоступных или отдаленных местностях, за границей). Впервые предусмотрено взаимодействие госорганов с избиркомами, направленное на реализацию избирательных прав граждан, которые будут находиться вне места своей регистрации (голосование по месту нахождения).

 

 

  • Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. № 12-142471/17

В соответствии с Законом о порядке выезда/въезда в страну несовершеннолетний, выезжающий без сопровождения, должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие родителей (опекунов или попечителей) на выезд. В нем указываются срок выезда и посещаемые государства. В случае выезда с одним из родителей согласия от второго родителя не требуется.

 Запрет на удостоверение одного согласия родителей на выезд нескольких детей за границу отсутствует.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

 

  • Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. № С01-830/2017 по делу № А41-82210/2016

Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что администратор доменного имени должен выплатить компенсацию за размещение на сайте товарного знака без согласия правообладателя. Пусть даже эти действия были совершены иным лицом.

За содержание информации на сайте отвечает администратор домена. Ведь именно он определяет порядок использования домена, отвечает за выбор доменного имени, возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также несет риск вызванных этим убытков.

Более того, администратор домена, ведущий предпринимательскую деятельность, при должной степени заботливости и осмотрительности мог принять меры к удалению всех сомнительных материалов.

В то же время при наличии соответствующих оснований он может предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию с нарушением исключительных прав на товарный знак.