Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

По вопросу, связанному с ограничением доступа к интернет-ресурсам в связи с блокировкой на территории Российской Федерации доступа к мессенджеру Telegram

5 июня 2018 года

Конституцией Российской Федерации в части 4 статьи 29 гарантируется свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации  права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 4.1 статьи 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Обязанность, предусмотренная частью 4.1 статьи 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ, не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

Неисполнение вышеназванной обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 383 Мещанского района г. Москвы от 16.10.2017 компания Telegram Messenger Limited Liability Partnership (далее – Telegram Messenger LLP), включенная в реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет», признана виновной в совершении указанного административного правонарушения.

Частью 2 статьи 15.4 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 Федерального закона № 149-ФЗ, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда.

13.04.2018 Таганским районным судом г. Москвы вынесено решение по делу № 2-1779/2018, которым удовлетворены требования Роскомнадзора об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger LLP, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по предоставлению в ФСБ России информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Данным судебным решением на Роскомнадзор и иных лиц возложена обязанность прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger LLP, в том числе путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по предоставлению в ФСБ России информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Указанное решение Таганского районного суда г. Москвы обращено к немедленному исполнению.

В Роскомнадзор в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) поступило требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 27-31-2018/Ид2971-18 от 16.04.2018 об ограничении доступа на территории Российской Федерации к распространяющейся посредством каналов и аккаунтов кроссплатформенного мессенджера Telegram информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, а также об ограничении доступа к сервисам, позволяющим обходить блокировки, для доступа к вышеуказанной запрещенной информации.

Через электронную форму, опубликованную на сайте в сети «Интернет» blocklist.rkn.gov.ru, Вы можете получить данные о принятых мерах по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет», а также сетевым адресам в рамках исполнения требований статей 15.1-15.6-1 Федерального закона № 149-ФЗ.

В случае, если доступ к доменному имени (указателю страницы сайта) не ограничен, однако сетевой адрес интернет-ресурса блокируется в связи с нахождением на нем сайта-«нарушителя», владельцы таких интернет-ресурсов вправе обратиться к любому провайдеру хостинга за предоставлением соответствующих услуг хостинга.

Роскомнадзором провайдеру хостинга перед ограничением доступа направляется уведомление, в соответствии с которым такой провайдер может самостоятельно удалить или блокировать запрещенный контент. Таким образом, провайдер хостинга может исключить риск блокировки иных добропорядочных ресурсов, которые находятся с сайтом-«нарушителем» на одном сетевом адресе.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 1759-О (http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision172883.pdf) содержится следующая позиция в отношении владельцев сайтов, не содержащих запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, но доступ к которым оказался ограничен в связи с включением сетевого адреса в Единый реестр: «…их права на распространение информации, по существу, оказываются затронуты не решением о включении сетевого адреса в Единый реестр и принятыми в связи с этим мерами, а ненадлежащими действиями (бездействием) обслуживающего сайт провайдера хостинга. Соответственно, защита их права на распространение информации должна осуществляться, прежде всего, в рамках правоотношений с обслуживающим сайт провайдером хостинга».