gerb

Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу

Обращения в сфере персональных данных

Вопросы общего характера

Вопросы в сфере банковской деятельности

Вопросы в сфере жилищно-коммунальных услуг

Вопросы общего характера

Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций? 

Ответ: Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

  

Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных? 

Ответ: В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

 

Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных? 

Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 вышеуказанной статьи, согласно которой, оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

- включенных в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

- в случае, если оператор осуществляет деятельность по обработке персональных данных исключительно без использования средств автоматизации;

- обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образец формы уведомления об обработке персональных данных размещен на официальном сайте Роскомнадзора www.pd.rkn.gov.ru и на сайте http://26.rkn.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

 

Вопрос: Является ли обработкой персональных данных, осуществление телефонных звонков с целью проведения телефонных опросов граждан? 

Ответ: Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Осуществление же телефонного опроса без указания на фамилию, имя, отчество, дату рождения, адреса места жительства субъекта персональных данных ит.д., само по себе подразумевает анонимность данного мероприятия и не является обработкой персональных данных какого-либо конкретного субъекта персональных данных.

 

Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных? 

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях: 

1) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

2) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

 3) обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;

4) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

 5) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

 6) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

 7) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

 8) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

 9) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц, к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

 10) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

 

Вопрос: Является ли обработкой персональных данных поступление СМС сообщений и телефонных звонков с предложениями рекламного или информационного характера? 

Ответ: Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Вопросы, связанные с поступлением сообщений (звонков) рекламного характера (предоставления услуг), входят в компетенцию органа, осуществляющего государственный контроль по вопросам распространения рекламы в сетях электросвязи, Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Для прекращения дальнейшего использования номера телефона в рекламных целях (в частности, распространения рекламы в сетях электросвязи), целесообразно обратиться в ФАС.

 

Вопрос: Кто должен запрашивать согласие работников предприятия на обработку персональных данных при их передаче для обработки другому оператору? 

Ответ: Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору, должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.

 

Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников? 

Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

 

Относится ли фотографическое изображение к биометрическим персональным данным?

Ответ: Исходя из определения, установленного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта.

В случаях, когда обработка фотографии производится оператором без проведения процедуры идентификации (установления) личности, данные действия не могут считаться обработкой биометрических персональных данных, и осуществляются в соответствии с общими требованиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»? 

Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.

Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

- неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

- нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);

- разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);

- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7. КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137, 272 УК РФ.

Вопросы в сфере банковской деятельности

Что является основанием для обработки персональных данных субъекта персональных данных – Заемщика банками и кредитными организациями?

Ответ: Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своих интересах согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».Пунктом 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных допускается в том случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Таким образом, согласие субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

 

Вправе ли банки и кредитные организации продолжить обработку персональных данных субъекта персональных данных – Заемщика после получения отзыва согласия на обработку персональных данных?

Ответ: В случае отзыва согласия Оператор не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о субъекте персональных данных. При этом сам Оператор вправе продолжить обработку персональных данных субъекта с целью исполнения обязательств, возложенных на него условиями договора кредитования в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

 

Могут ли банки и кредитные организации передавать персональные данные субъекта персональных данных – Заемщика коллекторским агентствам?

Ответ: Российское законодательство позволяет Операторам обрабатывать персональные данные Заемщиков и передавать их третьим лицам по агентской схеме, а так же в рамках договора цессии. Поэтому коллекторскому агентству на стадии заключения агентского договора с банком надо убедиться в наличии согласия клиентов банка на передачу их персональных данных третьим лицам.

В случае переуступки задолженности по договору цессии согласие должника на передачу его данных не требуется. Но тогда банк или коллекторское агентство обязано проинформировать должника о заключении договора цессии до момента начала взыскания задолженности.

При работе по агентским схемам передачи данных в случае отзыва Заемщиком согласия на обработку его персональных данных, третьи лица обязаны эту обработку прекратить. В этом случае Оператор обязан взыскивать задолженность с Заемщика самостоятельно

 

Чем регламентированы действия коллекторских агентств, направленные на возврат просроченной задолженности?

Ответ: Деятельность по возврату просроченной задолженности и порядку взаимодействия Оператора и Заемщика регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, осуществляется Федеральной службой судебных приставов.

Вопросы в сфере жилищно-коммунальных услуг

Имеет ли региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами право обрабатывать персональные данные граждан?

Ответ: Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присваивается на основании соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

В силу требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется Постановлением № 1156, согласно пункту 8(17) которого, в случае совершения потребителем действий по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении такого договора на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с пунктом 148 (1) Правил предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов», договор может быть заключен в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, то есть действий свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг, и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Таким образом, в соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006   № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право обрабатывать персональные данные граждан для исполнения договора.

 

Каков источник получения управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами данных о физическом лице - собственнике, указываемых в платежных документах?

Ответ: Зачастую источником получения управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами данных о физическом лице - собственники, указываемых в платежных документах, является Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 59 Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде», полные данные о правообладателе (правообладателях) недвижимого имущества указываются только в случаях, когда с запросом обратился собственник недвижимого имущества, а также органы и должностные лица, указанные в ч. 13, 14 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (среди таких лиц (но не исключительно): правоохранительные органы, суды, руководители МФЦ, залогодержатели, лица, имеющие право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону и пр.).

В иных случаях в выписке о физическом лице указываются только его фамилия, имя, отчество (полностью, последнее - при наличии).

 

Требуется ли региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами получать согласие на обработку персональных данных граждан?

Ответ: Пунктами 2, 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определены условия обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также, если обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, следовательно получение согласия на обработку персональных данных не требуется.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных допускается в том случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Таким образом, согласие субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных. Поскольку при уступке права требования произошла перемена лиц в обязательстве и к третьему лицу переходят права и обязанности кредитора, следовательно, данное лицо правомерно осуществляет обработку персональных данных.

Таким образом, заключение договора уступки права (требования) не нарушает прав истца по передаче и обработке персональных данных.